Сейчас ко второму чтению в государственной думе подготавливается закон, в случае одобрения которого россияне смогут через Интернет принимать участие в решении ряда вопросов, касающихся градостроительной деятельности. Предполагается, что в онлайн-режиме возможно будет, например, обсуждать проекты главных замыслов, правил землепользования и застройки городов, проекты документации по планировке территории и вносимые в указанные документы изменения, и ряд других вопросов. Поясним, что сейчас с целью проведения таких дискуссий используется форма публичных слушаний, причем очных (ст. 28 Градостроительного кодекса). А вдруг закон1 примут, вместо них появится новая форма – публичные дискуссии в Интернете.
В целом представители ОП РФ поддержали данную идею, но в ходе прошедшей день назад публичной экспертизы высказали ряд замечаний, которые, согласно их точке зрения, нужно учесть при доработке законопроекта. Рассмотрим отдельные положения документа и замечания к ним подробнее.
В первую очередь предлагаемые общественниками корректировки касаются самой процедуры дискуссии. В соответствии с законом, публичные дискуссии начнут проводить в следующей последовательности:
- оповещение о проведении публичных дискуссий;
- размещение проекта к дискуссии в Интернете, представление участниками публичных дискуссий предложений и замечаний по нему;
- подготовка и оформление протокола публичных дискуссий;
- подготовка и опубликование заключения о итогах публичных дискуссий.
Также документом предусмотрено, что граждане, которые не имеют доступа к Интернету, смогут учавствовать в процедуре, придя в МФЦ либо в региональные госорганы, а также в местные органы и подведомственные им организации. Однако, как указали представители ОП РФ в материалах к публичной экспертизе (рабочие тезисы находятся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), участие в процедуре дискуссий станет затруднительным для граждан, которые не являются пользователями Интернета. Исходя из этого, считают они, нужно сохранить очное обсуждение как один из этапов проекта. Как выделил глава Комиссии по территориальному формированию и местному самоуправлению ОП РФ Андрей Максимов, это основное замечание общественников к документу. Но, по его данным, оно уже учтено советом экспертов Государственной думы.
В своих тезисах общественники добавили к этому, что для ряда территорий нужно применять иные процедуры, которые не сводятся к применению Интернета, пускай даже в МФЦ или в региональных либо муниципальных органах. Они сказали, что не все органы могут внедрить и применять платформы для дискуссии в электронном виде, поскольку не владеют достаточными техвозможностями. Также специалисты заметили риски дополнительной траты бюджетных средств муниципалитетами на создание особых сайтов с целью проведения публичных дискуссий. А это, согласно их точке зрения, может привести к коррупционным проявлениям.
Помимо этого, процедуру сбора предложения и замечаний, согласно точки зрения членов ОП РФ, целесообразно дополнить опросом граждан, посвященным выяснению уровня поддержки обсуждаемого проекта с протокольной фиксацией его результатов. В случае наличия более 50% голосов "против" может быть проведена согласительная процедура в форме очного собрания, считают общественники.
Отдельные корректировки положений законопроекта касаются конкретно участников дискуссии. Так, общественники предлагают обязать уполномоченный орган показывать границы территории, обитатели которой являются участниками публичного дискуссии. И помимо этого, они считают необходимым ввести четкую классификацию случаев, при которых дискуссии проводятся на всей территории муниципалитета, на ее части или на территории нескольких муниципалитетов – в зависимости от того, чьи интересы затрагивают те либо иные проекты. Также, в случае если замечания специалистов учтут, может быть расширен круг участников дискуссий, к ним будут завлекать публичные объединения граждан, и обитателей, работников и правообладателей участков, которые находятся в границах соседних территорий к той, на которой планируются изменения градостроительного регламента.
А чтобы более четко найти механизм идентификации, члены ОП РФ внесли предложение проводить публичные дискуссии лишь через портал "Госуслуг" или иные официальные муниципальные либо региональные порталы, в которых уже предусмотрена обязательная идентификация граждан.
Наровне с этим, согласно точки зрения депутата Совета Парламентариев муниципального округа Хорошево-Мневники Татьяны Логацкой, необходимо ввести ответственность за нарушение порядка проведения публичных дискуссий. В частности, за фальсификацию их результатов, недопуск граждан к дискуссии, и за предоставление неполного набора документов либо неполной информации о планируемых новшествах. Сейчас она утвержает, что нередки случаи, когда граждане не могут воздействовать на те либо иные градостроительные решения, поскольку не могут попасть на слушания по указанным причинам.
Но, кое-какие участники мероприятия высказались резко против законопроекта – согласно их точке зрения, онлайн-голосование как раз содействует тому, что мнения заинтересованных лиц не будут учтены. Так, согласно точки зрения депутата Совета Парламентариев муниципального округа Лефортово Александры Андреевой, в случае если у представителей власти будут в распоряжении сведения о гражданах, нужные с целью проведения онлайн-голосования, в будущем они смогут фальсифицировать результаты голосования по другим вопросам, применяя эти сведенья. Опасения по поводу того, что голосовать в онлайн-режиме будут "мертвые души", а не жильцы, высказал и эколог-активист Дмитрий Легошин.
Одновременно с этим кое-какие специалисты и активисты подчернули, что применение онлайн-платформ может служить дополнением к очным публичным слушаниям, к примеру, в случае если через Интернет граждане будут получать оповещения о грядущих дискуссиях. Но, потому, что закон уже принят в первом чтении 22 сентября, вряд ли возможно ожидать, что его ключевые положения будут существенно скорректированы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий